Дисграфия! Как помочь ребенку?

 У каждого ребенка наступает момент, когда он начинает учиться читать и писать, ходить в школу. И случается, что умненький малыш, обладающий прекрасной памятью и знающий десятки стихов наизусть, вдруг начинает не усваивать письмо. Точнее сказать, вроде усваивает: знает правила, буквы, умеет читать, но пишет все равно с ошибками. Подчас, очень странными…

  Многие родители делают вывод, что все проблемы связаны с нежеланием ребенка учиться. Ругают его. Заставляют раз за разом переписывать письменные работы.  Одноклассники смеются над ним, а учителя ставят плохие оценки.

 Опасно!

Столкнувшись с таким отношением, дети могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки; занятия письмом и чтением не доставляют им удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно.

   Проходит первый класс, потом второй… А проблема  не только не решается, но и стремительно возрастает. И вот,  наконец, кто-то рекомендует отвести ребенка на консультацию к логопеду. И тогда родители впервые слышат о такой штуке, как дисграфия.

 Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором заменяются или пропускаются буквы, слоги, слова; нарушение слитности и раздельности написания слов и т.д.

Проще говоря, ребенок делает повторяющиеся ошибки на письме, часто непонятные, которые возможно устранить только с помощью специальной коррекционной работы с логопедом.

А устранять их нужно обязательно, ведь эти нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты и грамматики языка!

 Статистика

К сожалению, статистика не в нашу пользу. Сегодня нарушение письменной речи, а именно дисграфия,  встречается в 15% всех случаев у школьников начальных классов и в 10% - у учеников средней школы.  Специалисты связывают такую тенденцию с тем, что многие дети, идущие в школу, уже имеют или фонетико-фонематическое  нарушение, или общее недоразвитие речи. Подобные нарушения не позволяют ребенку овладеть грамотой в полной мере.

 Важный момент! Дисграфию легче предупредить, чем потом исправлять! Поэтому так важно пройти консультацию логопеда еще до того, как ребенок начинает учиться читать и писать.

 Но что делать, если проблема уже на лицо?.. Или точнее сказать, на  бумаге.

 Как понять есть ли у ребенка дисграфия?

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего, - это допуск на письме ошибок, не связанных с нарушением грамматических правил. Более того, эти ошибки случаются в совершенно «спокойных» словах, написание которых не допускает двусмысленности

Вместо "дом" пишет "том",

вместо "для" пишет "дял",

вместо "кот" — "кто",

вместо "пришёл" — "присёл",

"белка" превращается в "блка" и т.д.

Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Вместо «на дворе» ребенок напишет «надворе», при этом на вопрос «как пишутся предлоги со словами», он ответит «раздельно». Потому что знает правила, но применить его на практике не может.

Помочь ребенку смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

 Почерк

Чаще всего у детей с дисграфией очень плохой почерк — мелкий или, наоборот, очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или, напротив, появляются гораздо выше строки. Также в процессе написания слов могут потеряться окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописывать отдельные элементы буквы или добавлять лишние.

Когда ребёнок только учится писать, конечно, он еще может делать подобные «странные» ошибки, но они быстро проходят. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Со стороны кажется, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

 Почему важно обратиться за помощью к специалисту?

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
                                    

Итак, если вам сообщают, что у вашего ребенка дисграфия, важно сразу же приступать к ее коррекции. Это процесс длительный, и времени терять нельзя. Ее лечением занимаются два специалиста: психоневролог и логопед.

Врач обследует ребенка на предмет других нарушений и развития соответствующих отделов головного мозга и назначает лекарственные препараты для улучшения питания и работы нейронов.

Логопед занимается развитием отделов мозга, отвечающих за письменную и устную речь, логическое мышление, учит ребенка правильно произносить и различать звуки. Помимо этого, программу коррекции дисграфии входит:

  • тренировка фонематического слуха,

  • тренировка письма;

  • анализ звукобуквенного состава;

  • упражнения для развития мелкой моторики, межполушарных связей и т.д.

    Кроме этого, логопед определит, с каким из пяти типов дисграфии столкнулись именно вы. Это нужно для того, чтобы составить индивидуальный план занятий, продумать упражнения, расставить акценты и приоритеты в работе именно с вашим ребенком.

     

    Какой  бывает дисграфия?

    1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

    Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

    Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "Рама" — "Лама", «Стол» - «Штол». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "туба" вместо "тРуба".

    2. Акустическая форма дисграфии

    Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

    «лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо».

    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки, например, «ЛетАм пАреке» вместо «летОм пО реке». Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.

     4. Аграмматическая дисграфия

    Связана  с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Миша плакала", "большая окно").

    5. Оптическая дисграфия

    Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, в следствии чего ребенок не может различать и записывать буквы. Отсюда появляются лишняя палочка у п , либо отсутствие крючка у буквы щ.

    Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

     Почему важно внимательно отнестись к проблеме дисграфии?

    Наличие дисграфии у детей приводит к достаточно печальным  последствиям:

  • дети не смогут в полной мере освоить программы по русскому языку, чтению и литературе;

  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);

  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)

  • асоциальное поведение - 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию. 

    Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной  помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами. 

     Что важно помнить?

Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне можно корректировать. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма.

 Чтобы лечение дисграфии у учеников начальной школы было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.

 

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа  сразу нескольких специалистов: логопеда, педагога, невролога, а также ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать необходимую дополнительную логопедическую помощь.

 В идеале процесс коррекции не должен прерываться, поэтому вне занятий с ребенком обязательно должны работать родители.

 Рекомендации для родителей:

- не ругайте и не наказывайте детей;
- не заставляйте десятки раз переписывать работу заново;
- не торопите, не упрекайте, не злитесь;
- поощряйте за успехи;

- больше времени проводите с ребенком;
- свежий воздух и физические упражнения обязательны;
- тренируйте зрительно-моторную координацию: лепите вместе с ребенком, рисуйте.

- развивайте мелкую моторику;

- выполняйте артикуляционную гимнастику;

- при необходимости помогите ребенку справиться с заданием, но ничего за него не делайте.

 Помните!

 При обнаружении проблемы (или только подозрении на дисграфию) важно незамедлительно обратиться к специалисту!

 Правильный подход к развитию ребенка, терпение и настойчивость родителей при выполнении всех логопедических заданий, консультация со специалистом и профилактика нарушений обязательно помогут ребенку освоить навыки правильного письма и победить злодейку-дисграфию!