Построение контакта с аутичным ребенком

Как это следует делать, ориентируясь на состояние ребенка?

1.  Дозировка интенсивности контакта: изменение позы, дистанции, тембра и громкости голоса, частоты и продолжительности глазного, тактильного и вербального контакта. Нужно отмечать и варьировать параметры интенсивности контакта, ориентируясь на изменение состояния ребенка.

2.  Содержание контакта с аутичным ребенком.

Контакт с ним очень специфичен (его поведение стереотипно, эмоциональные проявления труднопредсказуемы и т.д.). Выше говорилось о сензитивности аутичного ребенка и в тех параметрах, по которым можно "сосчитать" внутреннее состояние ребенка. Как показать ребенку, что мы рядом, что мы понимаем его состояние и готовы к сотрудничеству? Комментарий действий и чувств ребенка - важная форма вербального контакта.

Начать работу можно с тот, чтобы попытаться поймать то внутреннее состояние, ту установку, с которыми мы входим в контакт с ребенком, Можно сформировать установку, создать внутренний настрой, которые помогут войти в контакт с ребенком и оставаться конгруэнтным и открытым. При этом можно использовать следующий текст обращения к ребенку: "Ты отдельная самостоятельная личность. Я могy принять тебя, а не требовать от тебя нужных мне перемен. Я хочу быть рядом, почувствовать то, что чувствуешь ты. Мы партнеры. Я доверяю твоим действиям и желаниям, принимаю их. Я не хочу судить и оценивать как-либо твое поведение и поэтому я откровенно поделюсь с тобой тем, что я вижу, пытаюсь понять и отразить то, что с тобой происходит".  После этого родителям предлагается поделиться своими чувствами.

Теперь попробуем сформулировать тe правила построения словесного комментария, которые помогут нам реализовать ни установки:

1)    отражая значимость для нас личности ребенка, мы употребляем личное местоимение во втором лице единственного числа. Например: ребенок вошел в игровую комнату, остановился в нерешительности и рассматривает игрушки, стоящие на полках. Возможный комментарий: "Ты смотришь на те игрушки и, похоже, не можешь решить, с чего начать". Это существенно отличается от формы "Петя смотрит...", которая звучит так, как будто в комнате находится еще кто-то, это безличное обращение. Не подходит и форма "Мы смотрим...", так как а) это не отражает реальности (смотрит только ребенок), б) не подчеркивает значимость личности ребенка. Во фразе "Ах, какие игрушки стоят на полках!..." никак не сообщается о присутствии ребенка;

2)  нашу настроенность на ребенка, внимание к его чувствам,

действиям, желаниям можно также о сразить в комментарии:

"Ты смотришь...",

"Ты расстроен, что...",

"Ты сердишься...",

"Ты хочешь, чтобы сейчас..." и т.д.;

3) в комментарии стоит избегать сценок, так как разделение чувств, действий, желаний ребенка на "хорошие" и "плохие" ограничивает свободу самовыражения ребенка и нагружает его чувством вины и ощущением собственной неполноценности (что может спровоцировать развитие невротических расстройств). В то же время мы можем говорить о неэффективных способах проявлений чувств. Например, ребенок, сообщая о своей обиде или злости на взрослого, может проявлять агрессивные действия (бить взрослого, кусать себя и т.д.). В таких случаях мы можем вводить ограничения и предлагать альтернативные способы выражения чувств ребенка (см. главу "Установление ограничений"). Вопрос определения эффективности того или иного поведения ребенка тесно связан с вопросом подкрепления определенных форм поведения, особенно когда мы говорим об аутичном ребенке. Здесь важно задать себе следующие вопросы: "Какое поведение можно назвать неэффективным? На основании каких критериев?" (важно в ходе групповой дискуссии выработать объективные критерии, чтобы не определять как неэффективное всякое поведение ребенка, которое повышает уровень тревожности родителя). На следующем этапе дискуссии может быть поставлен вопрос "Какие внутренние и внешние средства мы привлекаем для подкрепления (позитивного или негативного) того или иного поведения?";

4)    сообщение    о    состоянии    ребенка    лучше    делать    в утвердительной форме повествовательного предложения. Например:

"Похоже, ты так расстроился, что даже слезы появились на гладах", а не "Ты что, плачешь?", так как в последнем случае взрослый как бы ставит под сомнение реальный факт, и ребенок непроизвольно делает вывод, что, видимо, не все чувства можно демонстрировать, есть чувства "нежелательные";

5) эмоциональный комментарий. Комментарий не должен содержать оценок типа "хорошо" - "плохо", но это не значит, что он должен быть сухим и не может содержать никакой эмоциональной окраски. Если родитель никак не проявляет своих чувств (скажем, чувства радости, когда у ребенка получается что-то новое), неестественность его поведения настораживает ребенка, повышает уровень его тревожности. Открытость и конгруэнтность в контакте с ребенком предполагают выражение родителем своих чувств. С другой стороны, не стоит утрировать свою эмоциональную реакцию, так как в этом случае ребенок начинает сомневаться в адекватности своей собственной реакции — ведь он не испытывает такого волнения. Это особенно важно в контакте именно с аутичным ребенком, так как основные трудности таких детей лежат как раз в эмоциональной сфере. Также важно быть внимательным к эмоциональному смыслу действий, стараться уловить его и отразить в комментарии. Особенно это относится к игре аутичного ребенка, но об этом будет подробнее скатано в разделе "Игра";

6)    ответы взрослого должны быть короткими, четкими и перекликающимися с чувствами ребенка;

7)  предоставление ребенку самому принимать решения. Часто ребенок с искаженным развитием, демонстрирующей дезадаптивное поведение, казалось бы ставит под сомнение реализацию этого пункта. В связи с этим важно обсудить с родителями - участниками группы некоторые  конкретные  достижения  (зону  актуального развития) детей, а также зону ближайшего развития. Это наверное поможет увидеть, что даже аутичный ребенок с полевым поведением имеет право на выбор, на принятие решения (например, быть или не быть в комнате, слушать или не слушать комментарий взрослою, какую дистанцию выбрать в контакте со взрослым и т.д.). В этих случаях важно коммутировать, отмечать эти события, таким образом сообщая ребенку: "Я принимаю это, ты имеешь на это право, ты решаешь". Задача взрослого - создать такую атмосферу, которая помогла бы ребенку почувствовать себя компетентным. Другая категория случаев - когда аутичный ребенок испытывает сверхпривязанность но отношению к взрослому, и главная задача такого ребенка - во всем соответствовать требованиям, ожиданиям взрослого.

Например, ребенок вбегает в игровую комнату, останавливается и вопросительно смотрит на взрослого. Взрослый: "Ты не знаешь, с чего начать, и ждешь от меня подсказки, но это ты можешь решить сам". Пауза. Ребенок оглядывается по сторонам и садится к мольберту. Следующий случай описывает категорию детей, которые уже сами пытаются вступать в контакт со взрослым и заодно проверить свои возможности им управлять.

Ребенок: "А что делать дальше?"

Взрослый: "Похоже, ты сомневаешься в том, чем заняться сейчас".

Пауза.

Ребенок: "О, что-то тут лежит...".

Во всех этих случаях ребенок получает опыт принятия па себя ответственности за свои действия.

Построение развивающей игры

1.  Игра как наиболее важная форма активности ребенка. Игра как средство общения, самовыражения, обучения, познания мира и себя - разные функции и смыслы игры.

2.  Особенности игры аутичных детей. Начать обсуждение этой темы можно с рассказов родителей о том, как играют их дети, какие игры они предпочитают, что в игре своего ребенка кажется родителю странным. Здесь можно попытаться выделить характерные особенности игры аутичных детей и обсудить, какие из них можно использовать для подключения к игре ребенка и развития ее и каким образом:

а) преобладающей функцией игровых действий аутичного ребенка является аутостимуляция, поддержание психического тонуса: это игры с сенсорными эффектами, раскачиваниями, прыжками, это могут быть игры-фантазии. Взрослый может подключаться к аутостимуляциям ребенка: -   он может усиливать удовольствие, которое ребенок получает в процессе аутостимуляции, чем, что выражает свою радость от участия в этих действиях и дополнительно заражает ребенка своим аффектом;

- он может, используя фантазию, придумывать новые варианты таких игр (со светом, водой и т.д.)» разнообразить и расширять их репертуар и тем самым усиливать удовольствие ребенка. Вначале это нужно делать очень осторожно, варьируя интенсивность контакта в зависимости от изменения состояния ребенка (см. соответствующую тему). Скоро ребенок начинает получать больше удовольствия от совместной игры со взрослым, чем от игры в одиночку;

б)    обычно у аутичного ребенка преобладает манипулятивная игра, сюжет или отсутствует вовсе, или же очень свернут, символически отражен в каком-то одном действии. Задача взрослого помочь ребенку развернуть игровой сюжет.

в)   игровые действия аутичного ребенка очень стереотипны, обычно он не принимает никаких изменений в своей игре. Однако если взрослый достаточно терпелив и тактичен, ненавязчив в своих предложениях, он может постепенно добиться введения многих разных  деталей  в  игровой  сюжет,  объединения  разных  игровых стереотипов в один для построения развернутой игры;

г)   очень важно улавливать эмоциональный смысл игровых действий ребенка, отражать его в комментарии и больше раскрывать. Важно связывать игровые действия ребенка с повседневной жизнью, бытом, и, кроме того, проигрывать различные знаменательные, особенные события в жизни ребенка.

 Построение целенаправленного действия

Основная трудность - повышенная пресыщаемость ребенка. Необходимо, чтобы периоды контакта, направленного действия ребенка сменялись периодами отдыха до наступления пресыщения. Постепенное         увеличение         продолжительности         периодов целенаправленной работы - постепенное снижение пресыщаемости. Применение разных форм подкрепления и отработанных способов установления ограничений в процессе построения целенаправленного действия.

  Аутизм: методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ.
Авторы: Бардышевская М.К., Бардышевскпй Н.В., Львова И.А., Морозова С.С., Морозова Т.И., Праведннкова Н.И., Шарова Г.В.
Редактор: к.б.н. С.А.Морозов Художник: Н.В.Бардышевскпй Издательство «Сигналь», М., 2001 г.